Топ-5 парусников, которые вошли в историю
1. Каракка «Виктория»
Это парусное судно стало первым кораблём, обогнувшим всю планету. «Виктория» входила в пятёрку кораблей эскадры Ф. Магеллана. Осенью 1522 на каракке прибыли в испанский порт оставшиеся члены экспедиции великого мореплавателя.
Изначально этот рейс был задуман как коммерческий (на Молуккские острова), но обстоятельства сложились так, что он стал первым кругосветным морским путешествием. Из 5-ти парусников в Испанию вернулась только «Виктория» с 18-ю моряками на борту. В 1999-м году чешский мореплаватель и писатель Рудольф Краутшнайдер произвёл реконструкцию корабля.
2. Галион «Золотая лань»
Вторым кораблём, совершившим плавание вокруг света, стал галион Фрэнсиса Дрейка. Правда, капитан этого судна был корсаром, который грабил владения испанцев в Новом Свете, поэтому нельзя сказать, что путешественником руководили высокие цели.
Разорение Дрейком испанских кораблей и городов вызвало такой ажиотаж в среде англичан-романтиков, что вскоре множество судов потянулось к испанским владениям в поисках приключений и лёгкой наживы. Грабить испанцев стало нормой, и английские, голландские и французские каперы (частные лица, которые от лица своего государства вправе совершать военные действия) вполне легально занимались разбоем.
3. Фрегат «Орёл»
Был 1667-й год, когда в местечке Дединово корабелы начали строить парусник «Орёл». До этого в нашей стране не было своего военно-морского флота, хотя и выход в море, такой как ныне, Россия к тому времени не успела обрести. Царь Алексей Михайлович выразил идею о том, что стране необходимо иметь военный корабль для охраны русских торговых путей на Каспии.
Парусник построили, используя в качестве образца голландский пинас, хотя на самом деле «Орёл» — это полноценный фрегат. Командовал парусником голландский капитан Давид Бутлер, в команде также были одни иноземцы. Впервые корабль вышел в море в 1669-м году, но судьба его была печальна: прошёл год, и судно сгорело в Астраханском порту. Но отдать должное паруснику, всё же, стоит, так как он открыл историю российского военного кораблестроения.
4. Бриг «Меркурий»
Весной 1829-го бриг «Меркурий» стал победителем в одном из самых ярких военных сражений. Бой произошёл между ним и двумя турецкими линкорами.
Небольшое, но скоростное судно под командованием А. Казарского сумело, пройдя между турецкими кораблями, обстрелять их с обоих бортов.
Для линейных «громадин» турков никакого труда не составило бы разнести «Меркурий» в щепки, но Фортуна от них отвернулась, и они расстреляли друг друга. В результате линкоры «Селимие» и «Реал-бей», получив друг от друга «по полной программе», вынуждены были с позором покинуть место сражения. Меркурий пострадал тоже, но после ремонта вернулся в строй.
5. Линкор «Ваза»
«Ваза» был линейным кораблём 1-го ранга, построенный шведскими корабелами. Линкор вошёл в историю парусного флота, хотя за свою короткую жизнь не прошёл и пары миль.
А дело было так. Король Густав II Адольф приказал построить самое большое судно в мире, которое бы носило имя королевской династии и стало флагманским кораблём флота Швеции. Линкор спустили на воду осенью 1628-го года, но в первом же плавании корабль затонул.
Оказалось, что финские корабелы сделали много ошибок при расчётах огромного судна, которое, к тому же, попало в шторм. Сильный ветер накренил махину, мощные потоки воды устремились в открытые пушечные порты, и королевский линкор быстро пошёл ко дну. Корабль унёс с собой до нескольких сотен матросов.
Эта поучительная история научила корабелов (а, главным образом, их заказчиков) уважать «верхнюю планку» и вести себя скромнее. Ведь судно должно в первую очередь иметь хорошие ходовые качества, а отнюдь не внушительные размеры.