Слуховые иллюзии назвали одной из причин появления первобытного искусства
Американский ученый Стивен Уоллер пришел к выводу, что странное поведение звуковых волн, воспринимаемых первобытными людьми как некоторые сверхъестественные явления, могут являться причиной появления древних произведений искусства, например, наскальной живописи, петроглифов и подобных Стоунхенджу мегалитов.
По его словам, в древних мифах доносившееся из пещер эхо объясняется как ответы духов на слова людей, и не исключено, что древние люди создавали наскальные рисунки в качестве ответов на это эхо. Они верили, считает Уоллер, что каньоны и пещеры населяют сверхъестественные существа.
Звуковые волны, отражающиеся от поверхности, создают иллюзию — как будто человеку кто-то отвечает из-под толщи камня, а эхо хлопков в ладоши чем-то напоминает стук копыт и поэтому люди могли принимать этот шум из пещеры за движение стада копытных животных.
По словам ученого, во многих культурах древности гром воспринимался как топот копыт богов и, вероятно, изображения этих существ и наносили на стены пещер. Эта гипотеза отчасти подтверждается тем, что чаще всего наскальную живопись обнаруживают в зонах самого сильного эха (согласно данным акустических измерений ).
Уоллер также говорит, что характерный рисунок интерференции звуковых волн от двух флейт порождает иллюзию звуковых «теней», которые падают от гигантских камней. Подобный звук также возникает при игре на флейте в центре Стоунхенджа.
Многие мегалиты в Великобритании имеют прозвища «Камни дудочников». Согласно легенде, играя на флейте древние волшебники заставили девственниц танцевать в круге и затем превратили их в камень.